Организация налогового учета на предприятии

Для организации налогового учета предприятие должно применять систему аналитических регистров налогового учета.

Налоговыми регистрами являются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета (ст.314 НК РФ) [2].

Следовательно, в регистрах отражается информация из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.

Формы регистров разрабатываются организацией самостоятельно и утверждаются как приложение к учетной политике, они должны учитывать особенности данной организации. Таким образом, если организация осуществляет операции, которые в равной степени учитываются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, то не нужно разрабатывать специальные налоговые регистры, поскольку в этом случае при формировании налоговой базы можно применять данные бухгалтерского учета.

Тем не менее, в отдельных случаях требования бухгалтерского и налогового учета не совпадают, и тогда необходимо самостоятельно разработать налоговые регистры. Для этого можно дополнить используемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами либо ввести самостоятельные налоговые регистры (ст.313 НК РФ) [2].

НК РФ определяет обязательные реквизиты, которые должны содержать налоговые регистры:

) наименование регистра;

) период (дата) составления;

) измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

) наименования хозяйственных операций;

) подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

В соответствии со ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров обязательно нужно обеспечить их защиту от несанкционированных исправлений. При обнаружении ошибки в регистре ее исправление можно осуществить, обосновав внесение исправлений и подтвердив подписью ответственного лица с указанием даты исправления.

Согласно ст.313 НК РФ содержание данных налогового учета, в том числе первичных документов, является налоговой тайной [2].

Налоговые органы не вправе применять или передавать другому лицу сведения о налогоплательщике, которые составляют его производственную или коммерческую тайну. Вследствие этого в случае, если налоговый инспектор утратил документы, которые содержат сведения, составляющие налоговую тайну, или передал такие сведения кому-либо, организация может обратиться в соответствующие органы с требованием о привлечении его к уголовной или административной ответственности.

При разработке регистров необходимо обеспечить:

) минимизацию трудозатрат для дальнейшей обработки информации;

) возможность переноса информации из налоговых регистров в налоговую декларацию сразу или после небольшой обработки;

) возможность осуществления последующих проверок правильности переноса информации из регистров бухгалтерского учета.

Для построения налогового учета налоговой службой разработаны рекомендации, которые содержат формы регистров налогового учета. Данные регистры можно применять в своей деятельности либо на их основе разработать свои, т.е. они носят рекомендательный, а не обязательный характер.

Регистры учета хозяйственных операций:

. Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.

. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

. Регистр учета поступлений денежных средств.

. Регистр учета расхода денежных средств.

. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

. Регистр учета расходов на оплату труда.

. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Налоговые регистры учета хозяйственных операций представляют собой источник систематизированных данных об осуществляемых организацией операциях, оказывающих тем или иным образом влияние на значение налоговой базы в текущем или будущих периодах. Данный перечень состоит из операций, которые связаны с потерей или получением права собственности на объекты гражданских прав, которыми являются имущество (в том числе деньги), работы, услуги, права, по осуществляемым сделкам с третьими лицами. Исходя из проводимых организацией хозяйственных операций по определению задолженностей перечень может быть расширен. К тому же в нем нет регистров по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (помимо амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета:

. Регистр информации об объекте основных средств.

. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.