Экономическая сущность налога на прибыль

Российское налоговое законодательство установило широкий перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения и осуществление которых должно производиться за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль организаций. В частности, при определении налоговой базы не учитываются начисленные налогоплательщиком дивиденды, а также пени, штрафы и другие санкции, перечисленные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды, штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым предоставлено право их наложения.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций представляет собой денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, определяемой в виде разницы между доходами и принимаемыми к вычету расходами.

При определении налоговой базы подлежащая налогообложению прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в налоговом или отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток, налоговая база данного налогового или отчетного периода признается равной нулю. Вместе с тем налогоплательщику предоставлено право уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму полученного им в предыдущем (или предыдущих) налоговом периоде убытка.

Формирование налоговой базы организации-налогоплательщика в существенной степени зависит от применяемой им учетной политики.

Налоговое законодательство предусматривает для налогоплательщика возможности использования двух методов учета поступающей выручки и произведенных затрат при исчислении налога на прибыль.

Первый метод - это кассовый метод. Согласно этому методу налогоплательщик учитывает доходы по состоянию на дату поступления средств на счет кредитной организации или в кассу организации, поступления другого имущества или имущественных прав, а расходы - после их фактической оплаты.

Организации имеют право на определение даты получения дохода или осуществления расхода по кассовому методу только в том случае, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. При отсутствии этого условия организации обязаны применять метод начисления. Суть его состоит в том, что доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, другого имущества или имущественных прав, а также независимо от времени фактической выплаты денежных средств или другой формы оплаты расходов, а по сделкам, длящимся более одного отчетного или налогового периода, - исходя из принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов [2].

Датой получения дохода для целей налогообложения в этом случае считается дата реализации товаров, работ и услуг, а также имущественных прав. Примерно такой же порядок установлен для определения даты получения дохода для внереализационных доходов. Такой датой может являться дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества, приемки сдачи работ, услуг (для доходов в виде безвозмездно полученного имущества, работ и услуг); дата расчетов или предъявления налогоплательщиком документов в соответствии с условиями заключенных договоров (для доходов от сдачи имущества в аренду, в виде лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности) и т.д.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.