Подоходный налог

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. N 1327-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З; далее - Закон о подоходном налоге) плательщиками подоходного налога являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь <2>.

<2> "6. Под физическими лицами понимаются:

.1. граждане Республики Беларусь;

.2. граждане либо подданные иностранного государства;

.3. лица без гражданства (подданства)".

Для физических лиц, налоговых резидентов Республики Беларусь, объектом налогообложения являются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь.

Необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь. До тех пор, пока положения части первой пункта 1 данной статьи не позволяют определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.

Согласно нормам Закона о подоходном налоге безвозмездная (спонсорская) помощь, полученная физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь, относится к доходам, подлежащим налогообложению.

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Закона о подоходном налоге при получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при их отсутствии - из цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода. В стоимость таких товаров (работ, услуг), иного имущества включаются соответствующая сумма налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.

К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относятся полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе.

В пункте 2 статьи 2 Закона о подоходном налоге содержится перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения, в котором отсутствует прямое указание на доходы, полученные в виде безвозмездной (спонсорской) помощи.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.