Налог на прибыль

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (в редакции Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З; далее - Закон о налогах на доходы и прибыль) плательщиками налогов на доходы и прибыль являются организации, определенные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, которой признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (п. 1-1 ст. 2 Закона о налогах на доходы и прибыль).

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с Законом о налогах на доходы и прибыль, подлежащей налогообложению.

Нормами Закона о налогах на доходы и прибыль установлено, что прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении в соответствии со статьей 3 Закона о налогах на доходы и прибыль, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) (ч. 1 п. 2 ст. 2). В свою очередь, прибыль (убыток) от реализации основных средств и нематериальных активов определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации основных средств и нематериальных активов, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов, а также затратами по реализации основных средств и нематериальных активов (ч. 2 п. 2 ст. 2).

Таким образом, безвозмездная передача товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав не в пределах одного собственника у передающей организации (т.е. у спонсора) включается в объем реализации.

При этом выручка от такой реализации (за исключением основных средств и нематериальных активов) отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание), а также затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов - не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу. При этом моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав при безвозмездной передаче является факт их передачи.

Одновременно необходимо учитывать, что безвозмездная передача денежных средств, товаров (работ, услуг) и иных ценностей, имущественных прав в пределах одного собственника по решению собственника или уполномоченного им органа в объем реализации и в состав доходов от внереализационных операций не включается (ч. 14 п. 2 статьи 2 Закона о налогах на доходы и прибыль).

В целях Закона о налогах на доходы и прибыль в состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность плательщика от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав. В состав доходов от внереализационных операций, в частности, включается стоимость (суммы) безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), денежных средств, иных ценностей, имущественных прав, если иное не установлено пунктом 2 статьи 2 данного Закона.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.